Как я читаю «деловую» литературу.

Как я читаю «деловую» литературуПочему очень часто спрашивают – что вы читаете, кого посоветуете, но почему то очень редко интересуются самим процессом чтения.  А процесс чтения «деловой» литературы сильно отличается от чтения литературы художественной.

Я делю всю «деловую» литературу на несколько категорий.

В первую очередь – это биографии и автобиографии.  Обычно я использую подобные книги для мотивации и пополнения энергии, когда наступает энергетический кризис и нет сил для движения вперед. Тогда достаешь с полочки книгу, которую ты уже несколько раз перечитывал и открываешь на нужной тебе странице и заряжаешься энергией, как из розетки. Классическим примером такой книги является «Карьера менеджера». Несколько раз попадая в своей жизни в ситуацию расставания, а проще говоря – увольнения, я перечитывал главу про увольнение Ли Якокки из корпорации «Форд» и понимал, что жизнь всегда непредсказуема и уволить могут каждого, даже такого великого менеджера. Важно в этой ситуации сохранять выдержку и не упасть в переживания и «самопоглаживание» – какой ты несчастный и как несправедливо с тобой поступили – выход из подобной ситуации только один – не упасть и продолжать движение вперед. Ты всегда можешь начать более масштабный проект и создать еще более великую компанию.
Кроме этого в подобных книгам очень много мелких лайфхаков – как вести ежедневник, как не опаздывать на встречи, как побеждать в переговорах. Этого не найдешь в сборниках советов на все случаи жизни – они выстраданы и оплачены  временем и деньгами. Это лучшие советы, которые можно получить!

Второй, довольно большой, раздел «деловой» литературы – это бизнес истории. Не совсем биографии, а нечто вроде рассказа о бизнесе с учетом личного опыта и собственной жизни.  Это очень увлекательное чтение. Такие книги лучше сразу читать с карандашом или маркером и отмечать полезные советы. Эти книги просто наполнены подобными советами. Но задача не собрать их все – а найти подходящие тебе в твоей сегодняшней ситуации.  Как правило после каждого прочтения в чистом остатке остается пара методик, которые ты готов начать внедрять в своем бизнесе. Если только книга не описывает ваш бизнес – тогда к подобным книгам нужно относиться очень внимательно и прорабатывать каждую описанную ситуацию – была ли у тебя подобная, как ты ее решил, а что было бы если ты поступил по другому, как описано в книге – получается что это очень насыщенный бизнес тренинг.

Третья категория – это «методологическая» литература – как создать стартап, как повысить продажи, как вести переговоры. Здесь как минимум должно быть два прохода. Первый раз – чтение по диагонали – ты знакомишься с методикой автора и оцениваешь – твое- не твое. Это очень важно, если ты понимаешь, что методика противоречит твоим убеждениям, то ты никогда не внедришь ее с максимальной эффективностью. Если ты принимаешь методику, то после первого прочтения ставишь книгу на полку, но отмечаешь, что у меня есть классная книга про то, как организовать продажи. Через какое то время у тебя появляется много книг по продажам и в какую то методику ты просто влюбляешься и понимаешь – вот она твоя и эта книга становится твоей библией по продажам. У меня подобной книгой стала книга Радмило Лукича. Что касается продуктовой линейки и взаимодействия с клиентами – тут вне конкуренции книги Александра Остервальдера. Это не говорит, что остальные книги плохи – нет – из остальных можно брать какие то приемы и методики, например, для меня такими книгами по продажам являются книги Александра Деревицкого. Но строить на них свою систему продаж я не смог. Равно как и не смог использовать методики Константина Бакшта.

Четвертую категорию «деловых» книг я бы назвал психологически-креативной . Это всевозможные советы по личностному росту, развитию креативных способностей, умению рисовать и т.п. Полезные книги, но как правило тут должен существовать жесткий отбор – в данной области очень много мусора и пересказов. Потому что после прочтения хороших книг у вас появляется во-первых, желание применить эти методики в своей жизни, а во-вторых, описать свой опыт. Каюсь, я этим тоже грешу – мне нравиться рассказывать о своем опыте применения шести шляп Боно, проведения мозгового штурма, трех стульев Диснея и подобных методик. Если вам интересен именно опыт применения, то читать нужно подобным мне «писателей», а если вам нужно погрузиться в первоисточник —  то читайте классику жанра.
Но нужно иметь в виду, что появилось очень много переводной литературы «о никакой психологии» — читаешь – в одно ухо влетает – в другое вылетает.  Как оградить себя от подобного «чтива»? —  читать проверенную литературу, читать обзоры и рецензии и отсеивать «неторкающие» книги и больше читать блоги – там можно найти собственный опыт и выкристаллизованные алмазы.

Есть еще масса литературы, которую можно отнести к разряду «деловой» , но она обычно проходит мимо моего внимания.

Читайте мои обзоры книг и вы всегда будете в курсе полезной деловой литературы!